ГДОУ № 10 Советы родителям |
|
Рекомендации для «трудных» взрослых,
или правила об эмоциональном развитии мальчиков и девочек. - Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик и девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по - разному. Но обязательно очень любить. - Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. - Не забывайте, что мальчики и девочки по разному видят, слышат, осязают, по – разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые. - Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщетности выполнения вашего задания.. - Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. - С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама). - Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что – то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких – то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы? - Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. - Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка. - Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. - Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с ассиметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое ему направление не свойственно. - Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из – за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально – логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. - Будьте терпеливы и внимательны к леворукому ребенку, помните, что он эмоционален и раним. - Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. - Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. - Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели. - Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. - При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. - Имейте в виду, что родитель (педагог), который ругает ребенка за то, что он что – то не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен. - Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой. - Не забывайте, что ваша оценка поведения ребенка или каких – то результатов деятельности всегда субъективна. И всегда может найтись кто – то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы. - Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, то виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить. - Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему – то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. - Помните: для ребенка чего – то не уметь, чего – то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях. - Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт. Что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка по разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной – он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддерживайте его в этой трудной ситуации. - Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. - Не обольщайтесь – вы не идеал. А значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. - Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. - Для успешного обучения ребенка мы должны превратить свои требования в хотения ребенка. - Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним. - Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции развиваться не могут. - Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности»! - Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной заповедью сделайте – «НЕ НАВРЕДИ!» |